Старообрядцы в нашем крае

Старообрядцы равно двоедане

Мой папка был двоедан, точнее сказать, из рода двоедан. В бога не верил, но веру своих предков защищал. Плохим словом вспоминал патриарха Никона, который всю эту бодягу с церковной реформой развёл. Папкин прапрапрадед со всей своей семьёй - а она была огромной, со скотом, с пожитками бежал на Камень-Урал, но остановился за тюменским острогом, в лесах.

Часть скота, не выдержав перегон, пала; дорожили каждой лошадью, каждым телёнком. Особо упакованными везли староверцы книги, иконы, свечи, семена овощей. Предполагалось, что обязательно будет выстроен молельной дом, в котором облагородят иконостас с иконами, передаваемыми из поколения в поколение, с двуперстным сложением и надписью "Исус", но не "Иисус", как требовали никонианцы.

Протопоп Аввакум

Года два, рассказывал папка, предки его расчищали землю под огороды и пашню, строили крепкий дом и хозяйственные постройки. А забор сделали чуть ли не под три метра, да ещё и гвоздей сверху наколотили. К их поселению присоединились другие семьи, выросла целая деревня. Все помогали друг другу, собирали помочи на большие работы. Строили из сосны, её легче было распиливать на доски, она не так гнила, как ель, не растрескивалась при высыхании.

Старообрядцы были очень трудолюбивы, бережливы и аккуратны, все обучены грамоте. Они не пили спиртного, не курили, не позволяли даже рядом с собой курить. Соблюдали все традиции, отвергали всё, что приходило из чуждой им западной культуры. Лечились травами, близки были с природой. Считалось, что осина забирает хворь, поэтому при недомогании стояли несколько минут, обняв её ствол.

В моём родном селе Рассвет тоже в своё время было много раскольников-старообрядцев, но на сегодняшний день осталось только два: папкин внучатый племянник и я. Хотя и не верующая, но горжусь, когда мама по какому-нибудь поводу произносит: «Вся в отца, лобановское отродье, двоеданка нелюдимая».

В какой ещё деревне есть целых три кладбища! одно - сельское для единоверцев, два других - для двоедан. Деревня сильно разрослась, и кладбище двоеданское теперь находится в десяти метрах от крайнего дома, заброшенное, неухоженное с несколькими покосившимися крестами.

Двоеданское кладбище

Мама часто вспоминает тётку Ульяну, которая похоронена на этом всеми забытом погосте, хотя её дочь и другие родственники живы, но почему-то не посещают могилу, не поправят крест, не положат пару цветочков в родительский день, хотя семья очень приличная, уважаемая...

После раскола церкви на Украине я вспомнила о расколе нашей церкви, который произошёл аж в XVII веке, вспомнила разговор с папкой и подумала, какая это всё-таки нелепость - делить церковь, ведь бог-то всё равно один для всех верующих. Если логически помыслить, двоедане сохраняли свою исконную веру, не пошёл протопоп Аввакум на поводу у Петра Великого и его друга патриарха Никона в пользу греческой церкви и, наверное, правильно сделал...

Понравилась статья? Поделись!

3 комментария

  • Татьяна

    Мне интересна тема про староверов, старообрядцев. Думаю, что они хранили что-то истинное, что мы уже теперь потеряли. Хотелось бы улслышать подробнее про их жизнь.

    Ответить
  • Валентина

    Нина, спасибо за заметку.Так интересно описали старообрядцев.Я прямо живо себе представила суровых, редко улыбающихся людей за 3-метровым забором со своими свято чтимыми устоями.Повеселило, как вас мама называет:"Двоеданка нелюдимая")) Есть какое-то завораживающее, теплое чувство, когда соприкасаешься с историей наших предков.

    Ответить
    1. Нина Вязовикова

      Спасибо, Валь, хоть я и неверующая, и папка неверующий был, но слушала его внимательно и поддакивала.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Яндекс.Метрика