01.04.2023

Святая равноапостольная Нина. Православие в Грузии

Икона Святой Нины

Приветствую тебя, мой читатель, и предлагаю познакомиться со святой, которую православная церковь называет Святая равноапостольная Нина, день памяти её отмечается 27 января. Моя заметка основана на рукописных воспоминаниях современников святой, объединённых в свод грузинских летописей и исторических сочинений.

Для начала проясним значение слова «равноапостольная»: это значит — равная по значению апостолам, распространявшим христианство. Таким равноапостольным, например, у нас был киевский князь Владимир, которому это высокое звание было присвоено русской православной церковью.

По традиции церкви Грузия является уделом Пресвятой Богородицы, направившей апостола Андрея с проповедью, который и основал первую епископскую кафедру в Ацкурии. Грузинская православная церковь считает этого апостола своим первым иерархом, с древности грузинские первоиерархи называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного».

Равноапостольная Нина: жизнь и деятельность святой

В грузинских преданиях, а также в сочинениях византийского историка Руфина Аквилейского, пресвитера Иерусалимского, сохранились сведения о деятельности святой Нины, с её проповедью связывают крещение Грузии и объявление христианства государственной религией.

Св. равноап. Нина. Икона XVII в.

Родители и детство Нины

Нина родилась в городе Коластры (нынешняя территория Турции) в 280-м году в знатной христианской семье Завулона и Сосанны, отец был полководцем римского императора Максимиана. Как гласит История Грузии, по отцу Нина приходится двоюродной сестрой великомученика Георгия Победоносца.

В походе против франков полк Завулона взял в плен множество воинов и вельмож противника, по приказу римского императора они должны были быть казнены, но пленные слёзно умоляли Завулона до казни позволить принять его веру, а потом уж и казнить.

Завулон вышел с ходатайством на императора и епископа, получил разрешение на крещение и незамедлительно это свершил. На другой день новоиспечённые христиане, облачившись в погребальные одежды, вышли на казнь с пением молитв и были помилованы.

В знак благодарности Завулон получил от побеждённых богатые дары и просьбу пойти вместе с ними в их страну и крестить водою весь народ. В крещении участвовали жители десяти княжеств у реки Гдамары, воды которой были освящены священниками, на голову каждого Завулон возлагал свои руки целых десять дней.

Уладив дела он направил свои стопы в Иерусалим, чтобы раздать нищим приобретённые дары, там он познакомился с архиепископом Ювеналием и его сестрой Сосанной, служившей в церкви и ставшей впоследствии женой Завулона. После оформления брака молодожёны поехали в Каппадокию, где и родилась будущая равноапостольная Нина.

Родители вырастили дочь в служении нищим и страждущим, в благочестии и щедрости души, в преданности христианским идеалам. В 12-летнем возрасте Нина с родителями переехали в Иерусалим, где раздали нуждающимся свои сбережения и посвятили себя богослужению полностью и безвозвратно.

Завулон благословился у Иерусалимского архиепископа, простился с женой и дочерью и ушёл в неизвестном направлении к отшельникам. Как он жил, чем занимался, где и при каких обстоятельствах умер, истории неизвестно, его имя не упоминается в последующих воспоминаниях современников. Грузинская и Русская Православная Церкви причислили к лику святых Завулона и Сосанну.

Деятельность равноапостольной Нины

Оставшись без попечительства родителей Нина воспитывалась старицей армянкой Саррой Ниофорой, которая так же по мере возможности и сил помогала и заботилась о нищих, убогих и больных женщинах. Старица рассказала девочке о том, что в Мцхете хранится хитон Господний, и та с тех пор стала искать возможность посетить это место и поклониться святыне.

Как гласит легенда, Нине во сне явилась Божия Матерь и дала своё благословение на проповедь христианства в Грузии, вручив ей крест из виноградной лозы. Очнувшись ото сна Нина обвила крест, оказавшийся в её руке, волосами. Сегодня этот крест называют крестом святой Нино, он является символом Грузинской Православной Церкви.

Крест святой Нины (IV в.)

Понадобилось несколько лет, прежде чем Нине удалось попасть в Мцхету и поклониться месту захоронения хитона Господня. Несколько дней она жила у царского садовника, затем доброжелатели помогли ей построить на северной окраине города в зарослях ежевики шалаш, где она принимала больных, исцеляла и проповедовала.

В это время девушка тесно сошлась с еврейскими общинами Картли, после его крещения и смерти Нины еврейские центры в документах не упоминаются, из чего историки предполагают, что общины крещённых иудеев вошли под защиту Церкви. Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 году, на горах Картли стояли языческие идолы, святая Нина повелела воздвигнуть на их месте кресты в знак христианского торжества, главный крест был установлен в Мцхете.

В настоящее время на месте шалаша святой Нины расположен женский монастырь Самтавро, здесь же построена крошечная церковь, рядом с которой растёт роскошный ежевичный куст.

Ежевичный куст и церковь св. Нины

Грузинские летописцы повествуют, что Нина вместе со священником Иаковом и представителем царя читала проповеди в горных районах Восточной Грузии. Какая-то часть населения из Арагви и Иори отказались принимать новую веру, за это их обложили дополнительной данью. Евреям, принявшим крещение, давали гражданство Мцхеты и наделяли землёй.

После того, как иудейский первосвященник Авиафар принял христианство, а синагога, в которой он служил, была освещена как христианский храм, оставшиеся евреи покинули насиженные места и разбрелись по всей стране в поисках спокойной жизни.

Первый грузинский храм был воздвигнут на месте захоронения хитона Господня, на котором рос огромных размеров трёхсотлетний дуб, ставший первым столпом для храма Светицховели; к столпу приходили страждущие, больные и нищие, молились и чудесным образом исцелялись.

После того, как возникла угроза, что дуб будет растащен по кусочкам, решено было укрыть его камнем-известняком, а сверху установить крест, изготовленный из этого же древа. Главным зодчим и живописцем храма был Аврелий Аколла, чей надгробный камень с греческой надписью был обнаружен при археологических раскопках.

Православие в Грузии

Грузия Современные епархии

В грузинской Святой Книге представлено множество фактического материала, где история Грузии определена как часть мировой истории, где параллельно сравнивается история Гризии, Византии, Ирана и других стран. В Книге утверждается, что грузины (картвелы, карты) это потомки праотца Иафета, сына праотца Ноя.

Грузинская Православная Церковь — неотъемлемая часть Вселенской Православной Церкви, центр и кафедра Католикоса-Патриарха находится в Мцхете, патриаршие кафедры — в Тбилиси и Пицунде. Верующие в основной части грузины, но в паству входят и русские, и греки, и армяне-халкидониты, осетины, абхазы, ассирийцы.

Епархии Церкви управляются архиереями, назначаемыми Католикосом-Патриархом и Синодом, границы совпадают с административными границами страны. Сегодня в состав Грузинской Православной Церкви входит 35 епархий, 172 монастыря, 75 из которых — женские.

Грузинская Церковь имеет несколько высших духовных заведений, семинарий, училищ и лицеев, выпускает журнал «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), две газеты «Мадли» (Благодать) и «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

В 90-е годы возникли острые разногласия между православными Церквами и Всемирным советом церквей, созданным в Амстердаме ещё в 1948 году. Европейцы призвывали объединить все христианские религии в одну и создать новую единую религию. Грузинская Православная Церковь не приняла такую идею и в 1997 году вышла из организации.

Заключение

Если бы Нина Завулоновна была грамотной, подумала я, наверное, вела бы дневник своей жизни, записывала бы свои мысли, освещала бы свои дела, а так, с чужих рукописей древних современников, трудно до конца понять, что вело Нину по такой трудной дороге.

Поймала себя на мысли, что я бы так не смогла, готова на подвиг и лишения во имя своих детей, во имя своей Родины, но превратить всю свою жизнь в один долгий и грандиозный подвиг!? нет, это могут только избранные, к коим отношу святую равноапостольную Нину.

А что думаешь ты, мой читатель?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *