Василий Великий святой: биография, творения | День памяти

святой Василий
Обновлено:

Приветствую тебя, мой читатель! Знаешь ли ты, кто такой Василий Великий святой, День памяти которого отмечается верующими 14 января? Если не знаешь, но заинтересовался, читай мою заметку об этом интересном человеке, жившем в IV веке, биография его написана им самим, по воспоминаниям младшего брата Григория и современников.

Но богословы особо не склонны верить воспоминаниям Григория относительно Василия, потому что между ними были несколько натянутые отношения, причины неприязни не указываются, но основные факты жизни семьи внушают доверие. Исследователи девятнадцатого-двадцатого веков дополнили картину жизни святого.

Василий святой: рождение, детство, воспитание

Французский историк Поль Аллар считается специалистом по раннему христианству с момента появления его в Римской империи и до дня признания единственной законной религией. Из-под пера этого исследователя вышло полное описание жизни Василия Великого.

Родители и семья 

Родители Васи происходили из малоазийских областей Римской империи, в родах с той и другой стороны были крупные чиновники, царедворцы, очень богатые люди. Сами родители обладали огромными земельными угодиями в трёх областях Малой Азии: Понте (Португалия), Каппадокии (ныне Турция) и в Малой Армении, естественно, владели рабами. 

Мать носила красивое имя - Емилия, говорят, была она неописуемой красоты, хотела оставаться невестой Христа, но во избежание всяких домыслов и сплетен ей пришлось согласиться на брак с хорошим парнем Василием, в честь него они назовут своего второго ребёнка, героя моей заметки. Всего в семье было 9 детей: 4 сына и 5 дочерей.

Несмотря на занятость с воспитанием своих чад родители никогда не оставляли благие дела, подавали милостыни, поддерживали бедняков, заботились о нищих. Растили детей на своём примере, учили их, как оставаться жутко богатыми и знатными, но чистыми и щедрыми душой.

Когда младшему Василию было чуть больше десяти лет, отец покинул этот мир, незадолго до смерти получив сан священника. Емилия по настоянию старшей дочери Макрины ушла в монастырь, стала вести "любомудренный и невещественный" образ жизни.

Самый красивый из четверых сыновей был третий - Навкратий, хорошо сложённый, сильный, атлетического вида, выбрал светскую карьеру. И вдруг в 22 года взбрело ему в голову стать мудрецом, он уединился на берегу реки, где провёл в одиночестве почти 5 лет, смерть нашёл неожиданную во время то ли охоты, то ли рыбалки.

Девятым ребёнком в семье был Пётр, который появился на свет за несколько дней до смерти отца, основательного образования не получил, но под влиянием сестры Макрины получил хорошее религиозное воспитание, стал добродетельным и ответственным епископом Севастии (ныне турецкий город Сивас).

Девочки, младшие сёстры Василия, были набожными, благочестивыми, повыходили замуж, нарожали детей, может быть кто-то из них ушёл в монастырь. Современники в своих воспоминаниях на счет женской части семьи не заморачивались, кроме старшей Макрины.

Детство Василия Великого  

василий великий икона

Василий появился на свет в 329 году в Неокесарии Понтийской (ныне турецкий город Никсар), где прошло его детство, куда он впоследствии частенько наезжал и подолгу жил, когда душа его просила отдыха и уединения. Современники с теплотой вспоминают в своих записях о своём добродетельном земляке. 

Сразу после рождения мальчик попал в добрые руки кормилицы, его молочным братом был Дорофей, о котором в воспоминаниях святого Василия говорится с особой теплотой. Вася был весьма болезненным и хрупким ребёнком, даже какую-то очень серьёзную болезнь перенёс чудеснейшим образом.

Много времени будущий святитель проводил с бабушкой Макриной Старшей, матерью отца, которая воспитывала внука в благочестивых учениях, именно от неё он получил первые духовно-нравственные познания. Полученные понятия о Боге Василий нёс всю свою жизнь, постоянно совершенствуя и дополняя свои знания.

Образование

Отец Василия всегда желал своим детям получить хорошее светское образование, поэтому, отправив в 7 лет сына в начальные классы школы, он сам стал давать ему дополнительные уроки по изучению основных наук, риторике, ораторству. Но его ранняя смерть прервала обучение, не дала возможности повлиять на образование сына.

В 15 лет Вася поступил в Кесарийское училище, где познакомился с Григорием, который стал впоследствии известным Богословом и лучшим другом будущего святого, но это другая история. По окончании училища Василий переехал в Константинополь с желанием получить высшее образование.

Целый год он слушал лекции талантливого ритора Ливания, о чём свидетельствуют записи в воспоминаниях Сократа. Здесь он научился выступать перед публикой и достойно с умом вести споры, проявляя в характере твёрдость, в своих речах безукоризненную.

Ритор - в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель ораторской речи.

В 350 году Василий перебирается в Афины, здесь были наслышаны о нём как о способном ученике с проницательным умом. Поначалу юноша был разочарован, ему казалось, он не найдёт здесь то, ради чего уехал из родного края. Но сблизившись с Григорием, будущим Богословом, Василий осознал свою цель - любомудрие, философия. 

Во время изучения дисциплин высшего образования он всегда добивался успеха, будь это риторика, стихосложение, грамматика или философия, кроме этого легко осваивал дополнительные программы по астрономии и геометрии. Успешно погрузился в изучение медицины и юридических дел.

Вступление в "жизнь более совершенную", крещение и монашество

василий великий житие

Через 6 лет он вернулся в Кесарию, где довольно долго занимался преподавательской деятельностью по риторике и исполнял в суде обязанности адвоката. Всю юность Василий потратил на учёбу, познание мудрости бытия, а крещение своё откладывал до 27 лет, наконец, кесарийский епископ Дианием крестил его.

Некоторые исследователи жизни святого утверждают, что он вернулся, чтобы встретиться с Евстафием Севастийским, который пропогандировал монашество. Именно под его влиянием мать, сестра Макрина, позднее брат-красавец Невкратий уединились в своём имении на берегу реки Ирис для скромной жизни без излишеств.

После своего крещения Василий отправился в длительное путешествие в Сирию и Египет с надеждой разыскать там Евстафия, но не разыскал, зато посетил несколько монашеских центров. По возвращении он направился в родовое имение Анниса к матери и сестре, но обосноваться решил в том труднодоступном месте, где нёс монашеский подвиг брат.

святой василий житие

В своих воспоминаниях Василий красочно описывал своё убежище, восторгался тишиной и красотой края, прекрасным видом на долину и реку, полную рыбы, окрестностями, богатыми разной живностью типа зайцев, оленей, горных коз. Всё располагало к работе над проповедями и богомыслием.

Вскоре его посетил  друг Григорий Богослов да и задержался там на длительное время, друзья читали Священное Писание, размышляли о Боге, изучали труды греческого философа Оригена. У них появились последователи, которые стали организовывать по соседству с ними свои монашеские общины.  

За время уединения Василий составил из трактатов Оригена сборник правил для монахов. Предполагается, что отшельников посещал и Евстафий Севастийский, который кроме своих проповедей в пользу монашества прославился тем, что отрицал божественность Святого духа, на этой почве в последствии произошёл разрыв между ним и Василием Великим.  

Из-под пера Василия вышел трактат «О Святом Духе», вторая часть его похожа на спор с противником, под которым, по утверждению исследователей,автор подразумевал Евстафия Севастийского. Издано множество бесед на память святых мучеников, о взаимоотношениях в христианском обществе, о церковных праздниках, размышления о пороках. 

Во всех его сочинениях и письмах сквозит главная мысль: единственное достояние человека - душа, единственное приобретение - добродетель. 

Служение церкви

Василий Великий прошёл все ступени иерархии: от чтеца до епископа. В качестве чтеца он побывал с епископом Кесарии Дианием (это тот, что его крестил) в Константинополе на церковном Соборе, где было подписано определение веры под названием "ариминская формула", впоследствии признанная ересью. 

Интересен тот факт, что под определением свою подпись поставил и еписком Назианза, отец Григория, лучшего друга Василия. Позднее, став епископом, Василий Великий сожалел о том, что его уважаемый и почитаемый Дианий подписал еретическую формулу, но перед смертью своей он заверил Василия, что верен Никейскому Символу. 

Пресвитер - глава общины, церковный староста

После Константинополя Василий вернулся в Аннису, но уединение было прервано против воли: новый епископ Кесарии Евсевий пожелал видеть в своих помощниках умного и уважаемого человека, возвёл его в пресвитеры. Очень быстро Василий получил от кесарийцев и монахов глубокое уважение и любовь. 

Хоть и благочестивым был Евсевий, но ревность и зависть оказались ему не чужды: успехи помощника затеняли значимость епископа, произошёл какой-то конфликт. Василий не стал сильно переживать и удалился к своим монахам, но Григорий Богослов обратился к Евсевию с горячей просьбой простить обиды и вернуть пресвитера.

Возвращение было важным, потому что к власти пришёл император Валент, которому по сердцу были еретики, наглевшие с каждым днём. Валент не хотел раздоров, раздела государства и опустошения казны, поэтому вместе с епископами-единомышленниками отправился в Кесарию для принуждения к своей формуле веры.

василий великий философия

Пресвитер Василий достойно встретил и отстоял Никейский Символ, тем самым вернул себе доверие архиерея, стал его советником, вторым человеком в епархии после Евсевия. На этот период деятельности Василия приходится значительная часть написанных им проповедей и философских сочинений.

В конце весны 369 года случился неурожай и разразился жуткий голод, это усугублялось ещё и тем, что некоторые товарищи, имевшие какой-то запас продовольствия, придерживали его, чтобы поднять цены. Описываются в воспоминаниях случаи, когда люди своих детей продавали в рабство, чтобы прокормить остальных членов семьи.

Василий распродал часть своего состояния, собрал в одно место голодающих, установил котлы с овощами и сам кормил горожан, среди которых было не мало и евреев. Он без устали увещевал людей не гнаться за богатством, наживаясь на беде других, довольствоваться насущным, чтобы не росло обнищание.

Епископ, управление церковью

В 370 году умирает епископ Кесарии Евсевий, на его место претендует Василий как преемник. В процессе выборов пришлось столкнуться с клеветой, завистью, не прикрытым противостоянием, даже родной дядя, епископ одной из соседних кафедр, был против избрания племянника главой кесарийской церкви.

Одного голоса не хватало Василию для избрания, тогда отец друга Григория Богослова (тот, что подпись свою поставил под ариминской формулой), несмотря на плохое состояние после болезни, поддержал на выборах Василия. В тяжёлое время для Православия вступил тот в управление церковью Кесарии Каппадокийской.

Нападки на святителя наблюдались не только со стороны еретиков, отрицавших божественность Христа, но и от зажиточных горожан, которые раздувались от зависти и ненависти к новоиспечённому епискому, его славе, богословским спорам. 

Государственная власть тоже старалась во все тяжкие бороться с православной церковью. Христиан изгоняли, забирали их имущество, внедряли на кафедры священников с лженаукой, оскверняли алтари и просто убивали непокорных священнослужителей.

Григорий Богослов пытался сгладить направленный на Василия гнев, обратился к высокому чиновнику из правительства Домицию Модесту с ходатайством отнестись с уважением к вере святителя. Модест потребовал в ответ покорности, на что Василий ответил: 

 Не могу поклониться твари, поскольку сам есть Божия тварь и имею повеление быть богом… ибо христианство определяется не достоинством лиц, а верой

Почему же к Василию не применяли тех же гонений, конфискации имущества и пыток? Потому что у него к тому времени не было уже ни богатства, ни земельных наделов, дорожил он только своей верой и книгами, а от пыток просто сразу бы и скончался, не покорившись.

Для достижения своих целей император Валент разделил Каппадокию на две части в уверенности, что ему легче будет править и владеть разделённой территорией. Вслед за этим разделил и церковь, поставив в Тиане епископа Анфима, который тут же вступил в конфликт с кафедрой Василия в Кесарии.

В 373 году Валент поручил святителю наладить церковные дела в Малой Армении, поставить там достойных епископов. Дела в этой провинции дышали на ладан, сложности с властью, граница с Персией, еретические взгляды священников, - всё это требовало авторитетного влияния Василия.

Но до конца святителю так и не удалось примирить епископов Малой Армении и навести порядок в отношениях и вероисповедании, провинция погрязла в расколах. В дальнейшем он не уставал слать им письма с увещеваниями по укреплению православной веры и отрицания ереси.

Помимо богослужения Василий по примеру своих родителей занимался благотворительностью, заботился о больных и нищих. С этой целью на собственные средства и пожертвования верующих он построил и полностью содержал богоугодное заведение с больницей и богадельней, которое назвали "Василиада".

Григорий Богослов писал в своих воспоминаниях о силе духа святителя, которому не важно было во что он одет и как выглядит в лице собеседников. Ко всем он находил подход и доброе слово, ко всем относился уважительно, даже читая нравоучения, никогда не оскорблял их чувств и гордости.

икона василия великого

Всю жизнь Василий Великий жил и боролся со своей болезнью, с которой родился, которая росла в нём и воспитывала его дух для работы и добрых дел. В 40 лет он уже выглядел немощным стариком, часто впадал в оцепенение, речь была тихой и медленной, из писем его можно предположить, что у него было что-то с печенью и кишечником.

В последние минуты своей жизни святитель нашёл в себе силы для прощального слова и рукоположения своим близким ученикам. Последние его слова были обращены к Богу: "В руце Твои предаю дух мой", это произошло 1 января 379 года, то есть в 50-летнем возрасте.

Григорий Богослов в воспоминаниях описывает похороны епископа Василия, как настоящее столпотворение, множество людей пожелало проститься с великим святителем. Во время погребения несколько человек погибло в результате создавшейся давки.

Вывод

Какой умнейший человек был Василий Великий, действительно великий в своих помыслах, вере и делах! Первый храм, который построил князь Владимир в Киеве на месте языческого капища, был посвящён Василию Великому. Он же воздвиг первую церковь святого Василия в Вышгороде. 

День памяти святителя отмечается у нас 14 января. В этот день пекли "царский пирог" - василопита, варили кутью, колядовали. В Греции Агиоса Василиоса считают Дедом Морозом.

Если ты, мой читатель, дочитал до конца мою заметку и ни разу не зевнул, может быть, мы в следующий раз поговорим ещё о каком-нибудь святом или даже святой? Напиши в комментариях, я постараюсь отыскать эту информацию и изложить удобоваримым языком.

2 комментария

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Статья написана понятным языком, читается легко с инересом. Узнал много нового о почитаемому святом. Жду новых публикаций. Спасибо!

Аватар комментатора Нина Вязовикова Автор: Нина Вязовикова

Александр, спасибо. Эту заметку я посвятила своему папке, которого звали Василий. А следующую по вашему желанию я посвящу себе, попробую написать о равноапостольной Нине. ))

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение